Первый фестиваль состоялся 23-25 июня 2010-го года в Галерее Экспериментального Звука. В первый день фестиваля Инна Некрасова читала доклад на тему «Поэтика тишины в отечественной музыке 70 - 90-х гг. ХХ века». Второй день открыл Алексей Лапин с лекцией о звукорежиссуре, концертной и студийной. Музыкальную программу открыло петербургское трио Wooden Plants, в тот же день на сцене выступили Lucio Capece (Аргентина), Delicatessen (Россия), Juho Laitinen (Финляндия) и другие. В начале третьего дня фестиваля мастер-класс по игре на сякухати давал японский музыкант Konno Reidoh при помощи Александра Ивашина. Вечером их можно было услышать в музыкальной программе, также сыграли Streifenjunko (Норвегия), Melonoise (Россия) и другие, состоялся импровизационный сет с участием импровизаторов из разных стран.
Программа фестиваля 2010-го года:
23 июня, среда, 20:00
Философское кафе
Доклад Инны Некрасовой «Поэтика тишины в отечественной музыке 70 - 90-х гг. ХХ века»
24 июня, четверг, 15:00
Лекция Алексея Лапина «Звуковые микроскопы: озвучивание акустических инструментов в концертных условиях, студийная запись».
1 отделение, 19:00 - 23:00
Wooden Plants (Санкт-Петербург)
Zentaku (Москва)
Delikatessen (Санкт-Петербург)
Lucio Capece (Аргентина)
2 отделение, 00:00 - 06:00
Игры и сны (Санкт-Петербург)
Richard Deutsch (Австрия)
Атанорэ. Творческое объединение импровизаторов (Красноярск)
Juho Laitinen (Финляндия)
Цагаан Тал (Санкт-Петербург)
LAK (Санкт-Петербург)
25 июня, пятница, 15:00
Мастер-класс: японская флейта сякухати.
Konno Redoh (Япония) и Александр Ивашин (Москва)
1 отделение, 19:00 - 23:00
Konno Redoh (Япония), Александр Ивашин, Дмитрий Калинин, Георгий Мнацаканов (Москва)
Алексей Подобед (Санкт-Петербург)
Melonoise (Санкт-Петербург)
Streifenjunko (Норвегия)
2 отделение, 00:00 - 06:00
Импровизационный сет (Lucio Capece, Eivind Lønning, Espen Reinertsen, Илья Белоруков)
Ksandr (Санкт-Петербург)
Jane McFuckedy (Санкт-Петербург)
Empty_set (Санкт-Петербург)
Mуcelium (Санкт-Петербург)
О музыкантах:
Konno Reidoh (Япония)
Конно Рэйдо принадлежит школе Кинко рю и был учеником Аоки Рэйбо. На фестивальном концерте исполнены пьесы Котен Хонкёку. Пьесы стиля хонкёку секты Фукэ (сохранилось 30-40 пьес) выражают идеи дзэн-буддизма. Хонкёку школы Кинко использует репертуар фукэ сякухати, но придает манере их исполнения больший артистизм.
Lucio Capece (Аргентина)
Лусио Капесе получил образование по классу классической гитары, изучал джазовую игру на саксофоне и современную академическую музыку на бас-кларнете. Играет преимущественно импровизационную музыку, часто препарируя бас-кларнет или сопрано-саксофон повседневными вещами, например, шариком от пинг-понга, водой или же различными трубами. Сольная программа "Марфа" создана по мотивам фильма Андрея Тарковского "Страсти по Андрею". Помимо духовых инструментов, в этой программе Лусио использует шрути-бокс (маленький индийский орган) и электронику.
Streifenjunko (Норвегия)
Eivind Lønning – труба
Espen Reinertsen – тенор-саксофон, флейта
Streifenjunko - проект двух выпускников Джазовой консерватории Тронхейма. Эспен Рейнертсен и Эвинд Лоннинг применяют необычные методы звукоизвлечения для создания объемного звука, пользуясь традиционными инструментами – тенор-саксофоном/флейтой и трубой. Музыканты сотрудничали со множеством известных музыкантов – таких, как Кит Роу (Keith Rowe), Тошимару Накамура ( Toshimaru Nakamura), Кристиан Валлумрод ( Christian Wallumrod). Streifenjunko за последние два года гастролировали в Японии, Африке и Европе, выступили на многих престижных музыкальных и театральных фестивалях.
Juho Laitinen (Финляндия)
Виолончелист, импровизатор, композитор, писатель и педагог, Юхо Лайтинен выступает в качестве солиста и музыканта камерных оркестров, преподает в Академии Сибелиуса. С особым интересом относится к американскому и европейскому авангарду – его репертуар включает произведения Джона Кейджа, Карлхайнца Штокхаузена, Джачинто Шелси и других. Работал с Джоном Зорном, Эллиоттом Шарпом и Кристианом Вольфом. Также исполняет барочную музыку. Закончил консерваторию в Турку и Королевский колледж музыки в Лондоне, учился в Риме и Нью-Йорке. В настоящее время работает над докторской диссертацией в Академии Сибелиуса по теме: "Инновации 1920-х в музыке для виолончели"
Wooden Plants (Санкт-Петербург)
Илья Белоруков - альт-саксофон, объекты
Дмитрий Кротевич – тромбон, объекты
Андрей Поповский - акустическая гитара, объекты
Современная импровизационная музыка, построенная на тончайших нюансах необычного извлечения звуков. Шорохи, скрипы, стуки, обертона составляют неравномерные поверхности-соноры.
Delikatessen (Санкт-Петербург)
Вячеслав Гайворонский – труба
Николай Судник - обьекты, электроника
«Деликатесы – это то, что вкусно и необычно. Вкусно и необычно приготовлено и главное, вкусно и необычно употреблено. Еще деликатесы это то, что нельзя употреблять повседневно. Иначе они перестают быть таковыми и превращаются в обыденность. Деликатесы – это праздник. То есть деликатесы это способ повышения качества жизни. Или иначе способ оказаться в измененной реальности. Перед вами музыкальные деликатесы, хорошо приготовленные и в меру темперированные… Кушайте. На здоровье». (Николай Дмитриев)
Zentaku (Москва)
Ба Цзы - Барунов Сергей
Bamboo - Назин Андрей
Zentaku-Do – это Путь постижения гармонии мира, его законов при помощи флейты Zentaku. Zentaku – это медитативная флейта, созданная по принципу дзэн-флейт (Хотику, Кётаку). В основе ее музыкального строя лежит пентатоника, а звукоизвлечение является характерным для традиционных дзэн-флейт.
Игры и Сны (Санкт-Петербург)
Игорь Заливалов - скрипка, фидель
Софья Петрова - скрипка
Richard Deutsch (Aвстрия)
Мастер клонирования шумов и манипулирования аналоговыми звуками, Ричард Дойч пишет и исполняет музыку для различных групп, танцевальных проектов и фильмов. Он играет с квартетом Metamorphosis, а в Санкт-Петербурге им основана группа The Frozen Orchestra. Он - автор музыки к нескольким киноработам, в частности «О явлениях и существованиях № 3» - философо-поэтического триптиха на основе двух текстов Хармса, сделанного по заказу кинофестиваля в Роттердаме.
Атанорэ. Творческое объединение импровизаторов (Красноярск)
Антон Мизенко - гитара, электро-шумовой генератор
Андрей Москвитин - гитара
Надежда Горохова - гитара, перкуссия
Слоган: «Сибирь для того, чтобы слышать».
Lak (Санкт-Петербург)
Сольный проект Михаила Кулешина, исполнителя на ударных инструментах. Полевые записи, сделанные в разных местах и в разное время на диктофон.
Melonoise (Санкт-Петербург)
Дмитрий Тыквин - кото, сякухати, варган
Константин Оганов - труба, фанофон, таз-бас
Владимир Григ - гитара, клавишные
Основной эстетической задачей «MELONOISE» является поэтизация окружающего звукового пространства. Выступление группы сравнимо с демонстрацией кинофильма, только процесс его создания происходит в реальном времени, а вместо видео на первый план выходит аудио ряд.
Группа активно представляет себя в формате инновативного искусства.
Ksandr (Санкт-Петербург)
Проект существует с 2004го года, изначально создавался для исследования звуковых колебаний и их воздействия на слушателя. В композициях присутствуют случайные полевые записи, отстраненные синтетические ритмы, звук аналоговых синтезаторов и различных самодельных устройств.
Цагаан Тал (Санкт-Петербург)
Проект, посвящённый традиционной этнической музыке и живым народным инструментам Сибири, Монголии, Японии. Морин-хуур, сякухати, хомус, шаманские воззвания, народные песни, лютый дзен под японскую бамбуковую флейту и горловое пение — вот неполный список того, на чем строится творчество группы. Эксперименты со звуком и аранжировками — средство, цель — показать красоту живого звука. «Цагаан Тал» в переводе с монгольского — «белая степь». Белая степь, белая дорога — там, где ты можешь ехать без препятствий куда угодно,это добрый путь. Недаром у монголов принято желать в напутствие белой дороги.
Empty_set (Санкт-Петербург)
Илья Белоруков – электроника
Андрей Ломакин – объекты, гитара
Органичное сращивание абстрактных звуковых структур, синтез и поддержание равновесия внутри возникающей звуковой среды – это те процессы, которые обуславливают ход и логику действий дуэта. В этом пространстве не осталось места высокотехничным музыкальным приемам, звук больше чем эго и способен полностью его в себе растворить.
Александр Ивашин (Москва)
Александр Ивашин– дипломированный учитель школы Кинко (в России таких только трое). Преподает в классе сякухати при Московской Государственной консерватории, а также онлайн. Среди учеников – японцы из посольства в России. Играет на сякухати с 1998-го года. Обучается у нескольких сэнсэев. Диплом первой степени Александр получил от мастера Кохэя Семидзу школы «Котику-кай» в традиции Кинко-рю. Выступает с концертами в городах России и за рубежом. Был приглашен для совместных выступлений японскими мастерами сякухати: Аоки Сёдзи (сын национального сокровища Японии Аоки Рэйбо), Окадо Митиаки и Рётей Нисимура, и др.
Сдал за 10 лет 12 ежегодных экзаменов в школе Кинко, поднимаясь со ступеньки на ступеньку к вершине мастерства. Записей своих выступлений не делает, так как считает свою игру еще не совершенной.
Георгий Мнацаканов (Москва)
С флейтой сякухати познакомился в 1995 г., начав заниматься у Ом Пракаша (Германия), ученика одного из старейших в Японии мастеров сякухати Коку Нисимура. В 1996 1999 гг. заочно обучался у Дай Си Хана школы Мэйан Ронни Ниогэтцу Сэлдина (США). В 1998г. посещал семинары Коку Нисимура и Иккэи Нобухиса Ханада в Германии. В том же году присоединился к ансамблю японской классической музыки "Wa-on", солистом которого является и по наст. время. С 2000 г. при непосредственном участии Георгия Мнацаканова был основан ансамбль "Wa-on-exp" (с 2005 года ансамбль переименован в PanAsian Ensemble). Георгий Мнацаканов является ведущим исполнителем ансамбля PanAsian Ensemble, в составе которого выступает на различных площадках Москвы и других городов исполняя как традиционную японскую классическую музыку, так и современные экспериментальные композиции.
Дмитрий Калинин (Москва)
В 2002 закончил московскую консерваторию как композитор. С 1995 изучает традицию игры на японской цитре (кото) и флейте сякухати под руководством Кейко Ивахори (кото) и Кохей Симидзу (сякухати). В 1997 1998 годах стажировался в Шанхайской консерватории по классу гуджень (китайская цитра) и цитры-цинь.В 2008-2010 изучал в Японии традиции хотику (под руководством Окуда Атсуя) и кётаку (рук. Агар Ноири). Исполняет классическую японскую музыку и музыку собственного сочинения.
Алексей Подобед (Санкт-Петербург)
«Моя музыка - это отказ от собственно композиторской практики, замена её синтетической практикой, забытой на Западе в Новое время, где роль композитора растворяется. Процесс творчества не тождествен созданию новых продуктов.
Например, "Дискотека на Сириусе" - не произведение в привычном смысле слова, а свод правил, согласно которым музыкантам следует музицировать. Это комплекс стереотипных схем, сценариев и клише, на основании которых можно всякий раз сочинять эту композицию заново. Подобный феномен, как известно, встречается в устно-профессиональных традициях Востока: раге, макоме, мугаме, и т.п.»
Mycelium (Санкт-Петебург)
Сольный проект Павла Михеева.
Jane McFuckedy (Санкт-Петербург)
Дуэт из Санкт-Петербурга, создан в 2008 году в рамках фрик-рок-группы «Лица Мацы», вскоре прекратившей своё существование. За без малого 2 года существования превратились в самостоятельный электроакустический состав. Используют расширенные техники игры на инструментах, семплирование и «найденные звуки». Сотрудничают с представителями различных видов искусств (видеоарт, поэзия, немое кино).
Инна Михайловна Некрасова (Астрахань)
Музыковед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории (академии). Защитила в 2005 году кандидатскую диссертацию «Поэтика тишины в отечественной музыке 70-90-х гг. ХХ века», выполненную на кафедре теории музыки МГК (научный руководитель – доктор искусствоведения, профессор Е.И. Чигарева). Основное направление научно-исследовательской деятельности связано с проблемами современного музыкального искусства.
Алексей Лапин (Санкт-Петербург)
Пианист и звукорежиссёр.