2014

Фестиваль Тени Звука 2014
Международный фестиваль тихой музыки
5-8 июня 2014







5 июня, 20.00 | КЦ ДОМ, Москва |
Klaus Filip | Noid (Австрия)
Norbert Möslang | Илья Белоруков | Kurt Liedwart (Швейцария | Россия)
Klaus Filip | Noid | Андрей Поповский | Алексей Борисов (Австрия | Россия)
Norbert Möslang (Швейцария)
Стоимость 700 руб | 600 руб студентам
Присоединяйтесь: facebook | вконтакте




7 июня, 20.00 | ГЭЗ21, Санкт-Петербург |
Алексей Сысоев | Денис Сорокин (Москва | Санкт-Петербург)
Norbert Möslang (Швейцария)
Norbert Möslang | Илья Белоруков | Kurt Liedwart (Швейцария | Россия)
Стоимость 500 руб
Присоединяйтесь: facebook | вконтакте

8 июня, 20.00 | ГЭЗ21, Санкт-Петербург |
Klaus Filip | Noid | Андрей Поповский (Австрия | Россия)
Сергей Костырко (Россия)
Klaus Filip | Noid (Австрия)
Стоимость 500 руб
Присоединяйтесь: facebook | вконтакте




Организаторы:
Галерея Экспериментального Звука 21
Санкт-Петербург, Лиговский пр. 53, флигель D, 3ий этаж
(812) 764-52-58
www.gez21.ru

Intonema

www.intonema.org

Mikroton

www.mikroton.net

КЦ ДОМ

Москва, Большой Овчинниковский переулок, дом 24, строение 4
(495) 953-72-36
www.dom.com.ru

В Москве и Санкт-Петербурге с 5-го по 8-е июня состоится 5-ый международный фестиваль импровизационной музыки “Тени Звука 2014”. Год назад Илья Белоруков и Курт Лидварт, кураторы фестиваля, организовали концерты и запись проекта со знаменитым Китом Роу (Keith Rowe): диск их трио вышел на лейбле Intonema в начале мая этого года, а альбом для Mikroton Recordings ожидается в скором времени. В этом году программа фестиваля ещё более насыщенная: совместно с Культурным центром "ДОМ" и Галереей Экспериментального Звука фестиваль представит четыре вечера с музыкантами из Австрии, Швейцарии и России. 

Норберт Мёсланг (Norbert Möslang), половина знаменитого дуэта Voice Crack, в представлении любителям электроакустики не нуждается: это тот человек, который начал перепаивать бытовую технику и извлекать из неё звук. Мёсланг сыграет как сольные сеты в двух городах, так и в трио с Ильей Белоруковым и Куртом Лидвартом. Помимо швейцарского гостя оба российских мегаполиса посетят австрийцы Клаус Филип (Klaus Filip) и Арнольд Хаберл (Arnold Haberl), более известный под псевдонимом Noid. Оба известны по программной оболочке ppooll, частому инструменту в арсенале музыкантов-электроакустиков, работающих с лэптопами. В России они сыграют в виде дуэта и в трио с Андреем Поповским, музыкантом и директором ГЭЗ-21, а в Москве к ним присоединится Алексей Борисов, один из пионеров шумовой музыки в СССР. На сцене Галереи Экспериментального Звука в Петербурге впервые сыграет дуэт композитора Алексея Сысоева и гитариста Дениса Сорокина, а также представит сольный сет Сергей Костырко, более известный по проектам Coaxil и Бензольные Мертвецы.


О музыкантах:


Norbert Möslang
(взломанная бытовая электроника) (Швейцария)
Многие любители импровизационной и особенно электроакустической импровизационной музыки помнят швейцарский дуэт Voice Crack из Санкт-Галлена. Дуэт распался в 2002 году, отметив свое тридцатилетие. Главное, чем запомнился этот дуэт — странным определением своего инструментария cracked everyday electronics, что на русский переводится как "взломанная бытовая электроника". Мир узнал о Мёсланге и его партнере по дуэту Энди Гулу в 1977 году на Total Music Meeting: в то время этот фестиваль был эпицентром свободной импровизации в Европе. И в том же году они попали в анналы музыкальной истории благодаря своему альбому "Deep Voices", выпущенному, кстати, всем вам знакомым Петером Бретцманном. На нем они еще играли на акустических инструментах, правда уже присутствовали некие "электроакустические штудии". Только длилось подобное инструментальное сосуществование до 1982 года. Случился "Knack On", альбом, на котором они бросили акустику и полностью переключились на "взломанную бытовую электронику". В восьмидесятые помимо Voice Crack Мёсланг еще поигрывал иногда на духовых, например, в King Übü Örchestrü, пока его не выгнали оттуда в 1986 году. Он вспоминает: "Я понял, что игра на саксофоне и бас-кларнете не приносит мне удовольствия и все меньше меня воодушевляет. Электронные звуки стали меня завораживать все больше, и мысль работать с помощью движений и визуальных элементов становилась все привлекательнее и интереснее. Изгнание из King Übü Örchestrü, в котором требовалось играть как можно меньше и тише, также сыграло свою роль в моем уходе от духовых и именно той разновидности импровизационной музыки". В том же году Voice Crack издает свой альбом "Kick That Habit", полностью переосмысливающий существовавшие доселе методологии в электроакустике и электронике, хотя, стоит признать, что-то есть общее с работой "Variations" Джона Кейджа, которые исполнял его коллега Дэвид Тюдор, но только что-то общее. И понеслась. Два турне по США, работа с Borbetomagus, знакомство с Джимом О'Рурком, работа с Нам Джун Пайком — и тут стоит добавить, что они использовали да и используют до сих пор свет для генерации звука, бурная работа с Гюнтером Мюллером, начало сольной карьеры звукового художника в 1990-е. Да, девяностые были бурным временем для Мёсланга, приведшим к участию Voice Crack в 49-й Венецианской биеннале со своей масштабной звуковой инсталляцией. Нулевые, ознаменовавшиеся распадом дуэта, не ослабили ритм работы Мёсланга. Он издал много новых сольных и совместных альбомов, в том числе "Stodgy" c eRikm на Mikroton Recordings, продолжал заниматся исследованиями взаимосвязи звука и света. Его концерты — это настоящее светомузыкальное шоу, свет запускает работу разных самодельных инструментов, радиопередатчик и радиоприемник привносят оживляющие искажения, все происходит почти в тотальной темноте и вы погружаетесь в слушание сверкания молний над его столом, порождающих странный дрон и непредсказуемые электронные паттерны из одиночных звуков.


Klaus Filip | Noid 
(лэптоп | лэптоп) (Австрия)
Музыкант, программист и композитор. И главное — вы все его знаете. Благодаря ему такие люди, как Кристиан Феннес, Кристоф Курцманн, Тим Хекер, Джо Панзнер, Курт Лидварт и многие другие музыканты делали и делают то, благодаря чему стали известны. Клаус Филип придумал модульную модель объединения разных патчей Max/MSP в одну систему. Называется она lloopp или уже несколько лет известна как ppooll.
Он, скорее всего, первый венский музыкант, работающий на лэптопе с 1993 года и с того времени всегда находился на переднем крае авангардной и экспериментальной музыки. В последние лет десять основной его интерес — синусоиды, их сочетания, умножения, деления и прочие действия, происходящие в широком динамическом спектре. На венской сцене он занимает одну из центральных позиций в сообществе музыкантов klingt.org. Пять лет назад Mikroton выпускал их двухдисковый сборник. Филип работал с огромным количеством музыкантов, среди которых можно упомянуть Раду Малфатти, Маттина, Кая Фагашински, Тима Блехманна, Никоса Велиотиса, Тошимару Накамура, Андреа Нойманн и многих других, и, конечно, Арнольда Хаберля, выступающего всегда под своим псевдонимом Noid. С последним они занимаются в том числе звуковым проектом photophon. Звучание Филипа всегда непредсказуемо, он то находится на грани слышимости, почти как некий еле уловимый утонченный запах, то может быть физически осязаемым и мощным, его пластинки и концерты — это всегда поиск нового в работе с синусоидами, находиться на его концертах все равно что находиться в научной лаборатории или в мастерской у художника.
Почти все музыканты на пятых "Тенях звука 2014" хотят взломать код. На своем сайте Noid разместил на домашней странице эпиграф из "Лавины" Нила Стивенсона: "Любая информация похожа на шум, пока вы не взломаете ее код". Свой музыкальный подход он определяет как фундаментальное исследование и в своей работе пытается исследовать противоречивые возможности как сольного творчества, так и композиций для огромных ансамблей, от звуковых исталляций до видеоарта. Он использует виолончель и лэптоп - на изучение первой ушла почти вся жизнь, в том числе учеба в консерватории и Венском музыкальном университете целых 15 лет, а второй, помимо музыкальных и саунд-арт проектов, ему нужен для программирования ppooll, в составе которого можно найти несколько его инструментов, и в его представлении он участвовал в 2009 году в Сан-Франциско вместе с Клаусом Филипом. Он играл и выпускал пластинки с такими музыкантами, как Таку Юнами, Дитером Dieb13 Ковачичем, Акселем Дернером, Кристианом Вебером, eRikm, Кадзухиса Ючихаши, Буркхардом Штанлем и многими другими. Noid звучит всегда по-разному, каждый его концерт может быть введением в историю виолончельной или струнной музыки, может быть редукционистским и тихим, а может громким, непредсказуемым, взрывным, заполненным множеством разных звуков. И точно таким же, когда он играет на лэптопе и электронике. В этом году Mikroton Recordings выпустил альбом "We Hope It Doesn't Work" с Кадзухиса Ючихаши, гитаристом и основателем группы Altered States и участником группы Ground Zero, и австрийской электронщицей Тамарой Вильгельм.

Илья Белоруков | Kurt Liedwart 
(альт-саксофон, электроника, объекты | лэптоп, объекты) (Санкт-Петербург | Москва)
Начав с использования простых звуковых средств таких, как микротоны, препарации и синусоиды, дуэт за прошедшие годы сильно изменил манеру игры. Неизменным осталось одно: они до сих пор выверенно и продуманно структурируют на макро- и микроуровнях звуковой материал, включив в него работу с пространством, сгенерированными компьютером и электроникой шумами, полевыми записями in situ, психоакустикой и восприятием звука в пространстве и во времени, а также “тишиной”.
Они выступали на фестивалях “Тени Звука 2011” (Санкт-Петербург) (как дуэт и трио с Раду Малфатти), “Шум и ярость-10” (Москва). 2013-ый год оказался наиболее плодотворным: были выпущены альбомы “Obwod” и “Vtoroi” на нью-йоркском Copy For Your Records и московском Mikroton Recordings соответственно. В том же году, на прошлых Тенях Звука, дуэт осуществил реализацию проекта с Китом Роу, а спустя год на Intonema выпущен их совместный альбом “Tri”.


Андрей Поповский 
(настольная гитара, электроника, объекты) (Санкт-Петербург) 
Является одной из ключевых фигур на современной импровизационной сцене России. После многочисленных проектов и групп последних лет, где он экспериментировал со звуками электрической и акустической гитар, Андрей сконцентрировался на тихом и миниатюрном саунде, работая с мини-комбиками, электронными смычками, различными поверхностями и объектами. Звук, к которому нужно прислушиваться, повседневные предметы из жизни (например, формочки для печенья или электрические зубные щётки), тишина и взаимодействие с ней - эти основные тенденции нынешней импров-сцены Поповский изучает детально и основательно. Помимо музыкальный деятельности, Андрей известен как арт-директор Галереи Экспериментального Звука и автор эссе о музыке. Дебютный сольный альбом Андрея скором времени будет выпущен на лейбле Intonema.


Алексей Борисов 
(электроника) (Москва) 
Музыкант, продюсер, журналист. Занимается шумовой, электроакустической, импровизационной музыкой, часто работает с рок-музыкантами, а его собственными самыми известными проектами являются Ночной Проспект и Astma. Играл на множестве фестивалей в России, Северной Америке, Китае, Европе, а его диски выходили на таких лейблах как Monotype, Electroshock, Zeromoon и Laton.


Алексей Сысоев | Денис Сорокин 
(лэптоп | акустическая гитара) (Москва | Санкт-Петербург) 
Композитор Алексей Сысоев известен своим интересом к импровизационной сцене: в музыке к спектаклю "Полнолуние", получившем премию "Золотая Маска" в 2013-м году, он пригласил сыграть Тошимару Накамуру и Сачико М, знаковых японских редукционистов. 
Закончив Московский Колледж Импровизационной Музыки, Алексей длительное время концертировал как джазовый пианист. Принимал участие в различных джазовых, электронных и экспериментальных проектах. С 2003 года — студент Московской консерватории (класс профессора Т.А. Чудовой), с 2008 — аспирант.
Среди исполнителей сочинений: Ансамбль «Ereprijs» (Апельдоорн, Нидерланды), «Студия Новой Музыки», «eNsemble Pro Arte».
Музыка Сысоева исполнялась на фестивалях «Московская осень», «XI Московский форум», «ISCM 2008» (Вильнюс), «Пифийские игры» (Санкт-Петербург).

Денис Сорокин получил образование по классам классической и эстрадно-джазовой гитары. Параллельно играл в различных метал-группах, на данный момент остановившись на деятельности в квартете Undeon, играющим пост-прогрессив-метал, экспериментальном грайндкор-проекте Напал Дед!. Является руководителем курсов по обучению игре на гитаре.

В настоящее время основной фокус внимания Денис сосредоточил на современной академической музыке, свободной импровизации и электроакустике. Занимается препарированием классической и электрической гитар различными объектами, модифицированием инструментов (например, бас-гитары) и поиском новых средств выразительности.
Сергей Костырко 
(модулярный синтезатор) (Санкт-Петербург)
Если вы не слышали имени Сергея Костырко, то это не значит, что вы его не знаете: за его плечами участие в группах Бензольные Мертвецы, Марс-96 и Coaxil, организация концертов и визуальных инсталляций в различных галереях и на клубных площадках Санкт-Петербурга. Также Сергей является одним из основателей лейбла SpinaRec. Работая с модулярным синтезатором, Костырко занимается исследованием природы электронного звука и влияний на него различных пост-обработок сигнала. В его музыке можно услышать как протяжные дроновые фактуры, привлекающие насыщенным саундом, так и хаотичные непредсказуемые изменения аналогового синтеза.